В Едином центре сопровождения участников СВО и членов их семей помогли ребенку пережить большую утрату

Современное родительство стало другим – более осознанным. Многие из сегодняшних мам сами выросли с травмами, например, без отца. Именно поэтому они стремятся выстраивать свои детско-родительские отношения на полной самоотдаче, сострадании и любви.

В Единый центр сопровождения участников СВО и членов их семей обратились за помощью две подруги. Их мужья пропали без вести. Женщины находились в тяжелом психологическом состоянии: мучительное ожидание и неопределенность выбили у них почву из-под ног. 

Психологи Центра экстренно взяли ситуацию в работу. В ходе ресурсной терапии с одной из мам прояснился главный, самый больной вопрос: «Как рассказать обо всем дочери?». Бывший муж пропал без вести около четырех месяцев. Их десятилетняя дочь Настенька (имя изменено) продолжала писать ему сообщения, которые уходили в пустоту. Девочка сильно скучала и переживала. Мама понимала, что нельзя больше тянуть с разговором, но не знала, как подступиться и как помочь ребенку справиться с болью.

Работа началась и с мамой, и с ребенком. На тот момент Настенька находилась на летних каникулах у бабушки в деревне, поэтому консультации с ней проходили в онлайн-формате. Девочка с нетерпением ждала каждую новую сессию. Работа с мамой велась в более мягком режиме поддержки, а основной терапевтический процесс был выстроен для ребенка.

За лето было проведено шесть консультаций. Когда мама получила официальную информацию о гибели бывшего мужа, было принято совместное с психологом решение: прекратить мучить Настю неопределенностью и честно рассказать ей правду.

Ключевыми в этой работе стали:

 — Поддержка взрослого. Чтобы помочь ребенку, сначала нужно стабилизировать состояние близкого взрослого.

 — Честность. Дети чувствуют фальшь и неопределенность. Проживая горе вместе с ребенком, мы учим его справляться с трудностями, а не избегать их.

 — Символическое замещение. Новый объект заботы (питомец) не заменяет утрату, но дает ребенку ощущение нужности и живой связи с миром здесь и сейчас.

 — Творчество как терапия. Стихи, рисунки, истории – всё это помогает выразить невыразимую словами боль и дает эмоциям здоровый выход.

Поскольку Настя давно мечтала о попугае, было решено подарить ей питомца сразу после тяжелого разговора. Для ребенка, переживающего утрату, критически важен выход эмоций и новый объект заботы. Проявление внимания и ответственности за живое существо помогает сместить фокус с боли утраты на текущую жизнь. 

После трудного разговора у Настеньки появился тот самый попугай, о котором она давно мечтала. А выход чувств, эмоций и переживаний ребенок выплеснул в поэзию. 

Эта история – яркий пример того, как профессиональная психологическая помощь может стать спасательным кругом для ребенка и его мамы, столкнувшихся с тяжелой утратой. 

Прокрутить вверх